top of page

Маждаль-Шамс – солнечная башня на склоне Хермона

Северная часть Голан – антитеза южной не только с точки зрения географии. На юге – бескрайняя равнина с редкими каменистыми холмами, на севере – взмывающие ввысь горы. Главная - Хермон. По одному из ее склонов взбирается-взлетает в лазурное поднебесье пасторальная деревня Маждаль-Шамс, в переводе с арамейского языка – "солнечная башня". Это – самая высокая точка Израиля. Красочные дома построены "лесенкой" на высоте 1120 – 1230 метров над уровнем моря.

Зимой Маждаль-Шамс тонет в снегу, зато летом!.. Когда в приморской низменности нечем дышать, а влажность воздуха достигает 75 процентов, из-за чего "государство Тель-Авив" превращается в громадную загазованную сауну, в Маждаль-Шамсе сухо, а по ночам веет живительной прохладой.

Живописный поселок, способный поразить воображение самых взыскательных эстетов, был основан в 1595 году друзским правителем региона Фахр аль-Дином аль-Мани Вторым на земельном участке, владельцами которого были мусульмане из расположенной неподалеку деревни (сейчас на ее месте находится еврейский поселок Неве-Атив – зимняя "столица" Израиля). Мусульманская деревня, в свою очередь, была основана на руинах древнего еврейского поселения, остатки которого, по оценкам археологов, относятся к второму-третьему векам новой эры.

Под контролем Сирии Маждаль-Шамс находился относительно недолго, всего 23 года – с января 1944-го, когда Дамаск провозгласил независимость, до 1967-го. ЦАХАЛ освободил стратегически важное плато в Шестидневную войну. Жившие на Голанах мусульмане-сунниты, черкесы и алавиты бежали в Сирию (руины брошенных ими немногочисленных поселков можно видеть кое-где на Голанах и по сей день). С места не двинулись только хладнокровные друзы. Им смена режима не впервой!

С тех пор жизнь пограничного поселка изменилась до неузнаваемости: в Маждаль-Шамс ворвалась цивилизация. Усилилось "тлетворное влияние прозападного Израиля" за счет того, что поселок находится в непосредственной близости к горе Хермон, ставшей единственным в Стране горнолыжным курортом. Чтобы провести зимой на Хермоне пару дней, многие израильтяне останавливаются не в Неве-Ативе, а в Маждаль-Шамсе. Под давлением обстоятельств (приток туристов резко усилился) пришлось построить в деревне отель "Нарцисс" и пару-тройку комфортабельных циммеров, а заодно открыть современные рестораны и кафе, но не только!

Многие жители поселка, население которого составляет порядка 11 тысяч человек – больше половины всех друзов Голан, получили высшее образование, в том числе в российских и украинских вузах, и бойко говорят по-русски. Другие окончили университет в Дамаске (после Шестидневной войны правящий режим Сирии всячески настраивал друзов Голан против Израиля и завлекал домой материальным стимулом, позволяя учиться в вузах бесплатно).

С утверждением в 1981 году Кнессетом Закона о Голанах, на основании которых на плато была распространена израильская юрисдикция, "халява" закончилась. Учебу в вузах Дамаска друзы Голан продолжали – пускай и за плату до недавнего времени, пока пограничный терминал "Кунейтра" не попал под контроль джихадистов "Фронта аль-Нусра".

Что касается экономики, то в Маждаль-Шамсе выращивают яблоки, черешню, вишню, клубнику, которые можно есть килограммами: ничего вкуснее не найдешь не только в Израиле, но и в Европе!

ИЗРАИЛЬСКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ НА ГРАНИЦЕ С СИРИЕЙ

- В Сирии живет моя сестра, - рассказывает Фаузия аль-Сафади, жительница Маждаль-Шамса. – Мы постоянно перезваниваемся. В последнее время в Сирии настолько опасно, что никто и не помышляет о будущем – все сосредоточены лишь на том, чтобы остаться в живых здесь и сейчас.

Клан аль-Сафади живет в Маждаль-Шамсе не менее 120 лет – несколько поколений. У Фаузии и ее мужа Фаида пятеро взрослых детей.

- Старший сын Хасан - ветеринар, высшее образование получил в Киеве, второй сын Гулан закончил колледж альтернативной медицины в Рамат-Авиве (Тель-Авив), работает по специальности. Дочь Зихэн окончила лет двадцать назад университет в Дамаске, работает на Голанах учительницей. Младшая дочь Рушан окончила колледж "Охало" в Кацрине, преподает в школе, а младший сын Сафуан учится в колледже в Хайфе – станет программистом, - рассказывает Фаузия.

В 1998 году, когда Хасан учился в Киеве, супруги аль-Сафади съездили в СНГ.

- Мы побывали в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге, - рассказывает она. – Потрясающие города! Мы были в восторге не только от масштабов, истории и архитектуры, но и от людей – гостеприимных, искренних, радушных. Между друзами, русскими и украинцами много общего: очень приветливые открытые люди.

Из просторной гостиной Фаузии открывается головокружительный вид: ощущение, будто находишься в Альпах.

- Вон там, справа, граница с Сирией, - говорит Фаузия, поднявшись со мной на крышу, - а это - дома наших односельчан.

Строительство в Маждаль-Шамсе ведется полным ходом. Сооружают дома по индивидуальным проектам: в деревне десятки дипломированных архитекторов.

Возвращаемся в гостиную. Ее стены увешаны холстами, на которых крестиком вышиты портреты неотразимых красавиц. Гостей Фаузия в духе друзской традиции усаживает на покрытые коврами матрасы и потчует экзотическими блюдами национальной кухни: замечательным лабане, рисом в виноградных листьях, крошечными маринованными баклажанами, тончайшими (папиросная бумага!) лепешками и фасолевым супом с помидорами.

На десерт хозяйка подает восточные сладости, ароматные яблоки и приправленный специями кофе в крошечных стаканчиках.

- Где вы работаете, Фаузия?

- В туристической отрасли: мой муж – лицензированный гид, проводит экскурсии на иврите и по-английски, - говорит она и приглашает: - Пойдемте, покажу вам спальню, в которой ночуют путешественники.

Как и гостиная, спальня с видом на пасторальный пейзаж поражает стерильной чистотой. Войти в друзский дом в обуви – значит проявить неуважение к хозяевам: разуваешься у порога, нисколько не рискуя простудиться – полы покрыты коврами.

Спят постояльцы на таких же матрасах, на которых смотрят в салоне телевизор. Свежие овощи и фрукты, головокружительный пейзаж - идеальный деревенский эко-туризм. В центре страны ни о чем подобном и мечтать нельзя, впрочем...

- Наверное, самый большой наплыв путешественников в Маждаль-Шамсе зимой?

- Ну что вы! – восклицает Фаузия. – В любое время года сюда приезжают американцы, англичане, голландцы, россияне – что уж говорить об израильтянах! В летние каникулы в местный отель не попасть – молодые семьи заранее бронируют номера.

- Фаузия, кем вы себя считаете: друзами, израильтянами или "наполовину" сирийцами?

- Мы – израильские друзы, - отвечает Фаузия (на иврите она говорит чисто, почти без акцента). – Кстати, большинство наших детей, родившихся после 1967 года, имеют израильское гражданство, а в последнее время число желающих его получить стремительно растет.

Агро-пульс
Архив сайта
Присоединяйтесь!
  • Grey Facebook Icon
bottom of page