К 70-летию Израиля: рынок Кармель
У израильтян и старожилов тель-авивский рынок Кармель прежде всего ассоциируется с зазывными криками торговцев.
"Помидоры по дешевке!"
"Клубника всего за 15 шекелей!!!"
Но не спешите раскошеливаться: при более внимательном рассмотрении вполне может оказаться, что за 15 шекелей вам пытаются продать всего полкилограмма ароматной клубники, а дешевые помидоры успели к полудню превратиться в томатную пасту.
Немного истории
Рынок Кармель появился в Тель-Авиве - первом еврейском городе Палестины в 20-х годах прошлого века. Главным городским кварталом в те годы был Керем ха-Тейманим – стихийно возникший там базар естественным образом назвали Ха-Керем.
Поначалу торговали на рынке первопроходцы, прибывшие в Палестину в основном из России: ведь именно они с помощью Артура Рупина основали Тель-Авив.
Позже, с появлением муниципалитета, который возглавил одессит Меир Дизенгоф, базар в районе Керем Ха-Тейманим переименовали в рынок Кармель и объявили городским. Именем Меира Дизенгофа впоследствии была названа центральная тель-авивская площадь с поющим огненным фонтаном – недавно ее разрушили, чтобы придать городу более современный вид.
Что же касается рынка, то он довольно быстро превратился в самый натуральный восточный базар: сюда привозили свежую рыбу, ароматные специи, картошку, мясо, куриные яйца и, конечно же, горы цитрусовых… Постепенно начали торговать на рынке и домашней выпечкой.
Арабские торговцы-конкуренты из Яффо тем временем основали неподалеку от рынка Кармель собственный базар. Отчаянная конкуренция нередко перерастала в шумные конфликты, но до поры до времени торговле это не мешало. Ситуация резко обострилась во время Войны за независимость (1948 год), развязанной арабами после того как они отказались принять план раздела Палестины, утвержденный ООН: мусульмане, окопавшиеся в мечети Хасан Бек, открыли стрельбу по евреям, направлявшимся за продуктами на рынок Кармель.
В 1950-е годы, когда в стране ввели режим жесточайшей экономики, рынок Кармель стал для многих жителей Тель-Авива настоящим спасением: только здесь можно было купить дефицитные продукты.
В 1960-70-е годы предпринимались попытки перенести рынок в другое место, но ничего из этой затеи не вышло.
Террор в торговых рядах
В 1993 году правительство Ицхака Рабина заключило с Ясером Арафатом "соглашение Осло". Израиль передал под контроль Палестинской автономии несколько крупных арабских городов в Иудее, Самарии и секторе Газа. На жест доброй воли палестинцы ответили чудовищными терактами: в Тель-Авиве, Иерусалиме и других городах страны террористы-самоубийцы стали подрываться в автобусах.
В сентябре 2000 года разразилась интифада Аль-Акса. В Тель-Авиве снова загремели взрывы. Два теракта были совершены на улице Алленби – около Большой синагоги и неподалеку от перекрестка с улицей Бялик, но до многолюдного рынка "борцам за освобождение Палестины" удалось добраться лишь в 2004 году.
1 ноября 2004 года на рынке Кармель прогремел взрыв. 3 человека были убиты, порядка 30 искалечены. Ответственность за кровопролитный теракт взяла на себя террористическая организация "Народный фронт освобождения Палестины".
В последние годы рынок Кармель усиленно пытается соперничать со столичным рынком Махане Иегуда, полностью изменившим свой облик благодаря интенсивному окультуриванию и появлению многочисленных современных ресторанчиков и кафе. Однако угнаться за столичным конкурентом рынку Кармель так и не удалось. Возможно, потому, что почти за 100 лет своего существования первый еврейский город Палестины де-факто поделился на две (крайне неравных) части: элитарный Северный Тель-Авив со своей вызывающей роскошью и зашкаливающими ценами на жилье и Южный с кварталами бедняков, ежедневно ведущих борьбу за выживание.
Именно они – неимущие и являются постоянными посетителями рынка Кармель. И хотя здесь уже лет двадцать не услышишь криков торговцев: "Всё по шекелю" (цены на продукты стремительно растут), по пятницам перед закрытием на рынке все еще можно купить овощи и фрукты дешевле, чем в ближайших супермаркетах.
Что же касается селедки, то рыночные торговцы ловко разделают ее прямо у вас на глазах – дома возиться не придется. Нет, вы не увидите на рынке Кармель израильских аграриев, снискавших благодаря внедрению инновационных технологий доброе имя во всем мире: торговля – не их стихия. Но можете утешиться тем, что именно они вырастили овощи и фрукты, проданные вам рыночными торговцами.
Мелочь, а приятно!